Индивидуальные мастер-классы специалистов Службы сопровождения семьи и ребенка для родителей

Индивидуальные мастер-классы специалистов Службы сопровождения семьи и ребенка для родителей.

В план работы Службы сопровождения семьи и ребенка включены организация и проведение заседаний Родительского клуба. Изначально эти заседания планируется объединить под названием «Школы самопомощи».

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)/инвалидностью, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении следующих вопросов: воспитания и развития детей, включения их в социальную коммуникацию, возможное самоопределение . Однако опыт приема, общения с первыми семьями свидетельствуют о том, что наличие в семье ребенка с ОВЗ/инвалидностью дошкольного возраста нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются межличностные отношения, психологический климат, физическая загруженность родителей В результате – часто формируются дисгармоничные детско–родительские отношения. Многие родители уделяют значительное внимание лишь медицинской реабилитации, упуская время развития ребенка. На мысли о его праве на получение дошкольного образования, подготовку к школе времени нет. Именно поэтому так важно включить родителей в самое активное участие в совместном реабилитационном процессе.

Объединение в группу родителей детей с ОВЗ, с одной стороны, является делом простым, ведь всех родителей сближают общие вопросы — помощи своему ребенку. С другой стороны, многие родители находятся в состоянии растерянности, в ограниченном информационном поле, частично утратили привычный круг общения. Родители просто разучились общаться, рассчитывать на поддержку ближнего, считают, что их никто не понимает, не доверяют никому, о своих проблемах стараются молчать. А как такой родитель может поддержать своего ребёнка? Как такой родитель может научить своего ребенка общению, уверенности в своих маленьких возможностях , самоактуализации, дружбе?

Как объединить в группу и разговорить этих людей, помочь им раскрыться, ощутить себя полноценными и полноправными не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда? Первым шагом в плане личностного роста родителей является формирование и пополнение их компетенций в специальной педагогике. Большинство семей, обратившихся в Службу сопровождения семьи и ребенка, имеют детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) .

Каждый ребенок требует внимательного подхода специалистов в планировании его индивидуальной программы развития с опорой на продолжение работы с родителями в домашних условиях. Поэтому на первом этапе так важно проведение индивидуальных мастер-классов специалистов, коррекционных педагогов Службы для родителей по обучению детей, развитию необходимых навыков . В процессе индивидуального общения можно выявить и понять возможности и запросы родителей на тематику заседаний «Школы самопомощи» , организовывать и проводить заседания Родительского клуба максимально эффективно для всех.

Мастер- классы специалистов Службы сопровождение семьи и ребенка помогают родителям в укреплении уверенности в возможностях ребенка, в разумном планировании и ожидании результатов от системной совместной работы, в улучшении эмоционального состояния , снижении дискомфорта из-за отсутствия необходимых компетенций в понимании индивидуальных особенностей развития ребенка.

Мама Вари Н. во время мастер-класса учится использовать приемы сенсорного развития:
- зрительное восприятие – задания на показ частей тела на себе, а затем в зеркале,
- слуховое восприятие – узнавание звучащих предметов без зрительной поддержки и т.п.

Для Вани К . разработана программа коррекции поведения. Мама учится приемам проигрывания с ребенком модели правильного поведения, дифференцированного подкрепления альтернативного поведения, устранения двигательных стереотипов во время выполнения заданий.

Для Филиппа С. актуальны структурирование пространства и времени, формирование навыков самообслуживания и самостоятельности. Маме показаны возможности формировании у ребенка алгоритма действий с наглядной опорой. Везде в квартире поэтапно вводятся и своевременно развешиваются карточки (картинки) - расписания ( последовательности выполняемых дел, действий). Разъясняется необходимость использования поощрений за правильные проявления самостоятельности.

Мама Вани Б. осваивает прием выполнения ребенком логоритмических упражнений с мячом.