Все направления деятельности Службы сопровождения семьи и ребёнка (СССиР) осуществляет команда специалистов, функционирующая на основе междисциплинарного подхода. Это наиболее эффективный способ обеспечения помощи и сопровождения детей с ОВЗ/инвалидностью и их семей. Междисциплинарный подход позволяет специалистам формировать единый взгляд на ребенка и семью, их запросы и ресурсы, планировать программу сопровождения, осуществлять ее в партнерстве с семьей.
Состав междисциплинарной команды Службы сопровождения семьи и ребёнка (СССиР) :
1.Координатор
2.Методист /семейный психолог
3.Семейный психолог
4.Логопед/коррекционный педагог
5.Эксперт по научно - методической работе
6.Приглашённые специалисты медицинского профиля.
С 20.12.2017 г. по 22.12.2017 г. в рамках реализации проекта был проведён обучающий семинар для специалистов.
Двухдневный обучающий семинар включал обсуждение основных вопросов:
- Технологии и принципы работы в междисциплинарной команде.
- Проектные подходы и инструменты в организации социальной работы.
- Социальные причины возникновения тяжелых жизненных ситуаций в семьях, имеющих детей с ОВЗ/инвалидностью.
Руководитель проекта Марьяна Соколова ознакомила специалистов СССиР с имеющимся зарубежным, федеральным и региональным опытом работы в области оказания комплексной междисциплинарной поддержки детей с ОВЗ/инвалидностью и их родителей .
Марьяна обратила внимание слушателей на то, что немаловажными умениями специалистов междисциплинарных команд (помимо специальных профессиональных) является помощь семьям в расширении социальных контактов, выявлении потенциала семьи, умении обозначать и выделять существенные проблемы и эффективно решать их в условиях меняющейся социальной ситуации. Лишь совместная работа специалистов и семьи , основанная на принципах партнёрства, семейно-ориентированной направленности позволяет оптимально решать поставленные задачи, достигать основной цели – социальной абилитации / реабилитации (нормализации жизни семьи), воспитывающей ребенка с нарушением развития.
О том, что в практике программ сопровождения семьи и ребёнка уже выделены и отработаны риски возникновения трудностей командного взаимодействия, рассказали специалисты, имеющие опыт работы в службах ранней помощи, Лекотеках. Обязательным условием для специалистов является системное повышение квалификации и обмен опытом в командном взаимодействии , что помогает приобретать каждому специалисту междисциплинарные компетенции. Кроме того в процессе работы возможно переформирование мини-команд со сменой участников, оперативным включением (обучением) новых специалистов. Эти и иные «рабочие» ситуации обсуждались слушателями.
В итоге обучающего семинара участникам было предложено выделить ключевые акценты междисциплинарного взаимодействия:
• Формирование общих ценностей
• Установление и сохранение партнёрских взаимоотношений с семьёй ребенка с ОВЗ/инвалидностью
• Четкое распределение групповых ролей
• Многофункциональность участников команды
• Принятие каждым специалистом ответственности за групповой результат
• Создание и сохранение атмосферы эффективного сотрудничества