Развитие шаг за шагом. Как помогать ребенку с инвалидностью дома

В столице продолжается программа по оказанию адресной социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. Ее участникам оказывается поддержка по целому ряду направлений: от получения дополнительной бесплатной медицинской помощи в ведущих клиниках г. Москвы, обеспечения средствами реабилитации и обучения родителей коррекционным методикам по работе с детьми до семейных консультаций у психолога и предоставления бесплатного такси для поездок в медицинские учреждения. Накануне в офисе благотворительного фонда «САРОВ», который отвечает за реализацию проекта, прошел тренинг на тему ««Ежедневные дела как возможность коррекционно-развивающей работы и общения». Родители «особенных» детей собрались вместе, чтобы поговорить со специальным психологом и дефектологом Ириной Осиповой о своих проблемах и о том, как на ранних этапах можно самостоятельно помочь своему ребенку и создать условия для его гармоничного развития.

В этот раз в учебной аудитории собрались родители, чьи дети нуждаются в постоянном внимании и опеке, как в реабилитационных центрах, так и дома. Таким детям порой требуется намного больше времени, чтобы научиться простым вещам, и успех в обучении во многом зависит от родителей, которые находятся рядом с ними практически круглосуточно. Ирина проводит встречи для членов семей, где объясняет, как эффективно среди ежедневных забот по уходу за ребенком проводить занятия по его обучению и адаптации.

Как развить речь ребенка? Как научить его различать цвета и формы предметов? Как помочь ему разобраться, где лево, а где право? Для каждой семьи эти проблемы осложняются особенностями ребенка, но Ирина смогла объяснить родителям общие принципы работы с детьми.
«Есть универсальный прием, который называется «Маленькие ступеньки», — рассказывает Ирина. — Его суть в том, чтобы определить, где вы находитесь сейчас, чего вы хотите достигнуть, и разделить весь путь на маленькие шаги к этой цели, поддерживая даже самые небольшие успехи ребенка».

Например, чтобы ребенок мог выбрать предмет, который у него просят, ему необходимо построить в голове связь между предметами и словами, их обозначающими. Для этого нужно работать поэтапно над построением контакта с ребенком, пониманием слова, жеста, каждой формы, цвета, что в свою очередь может также разбиваться на несколько «ступенек». И все это можно делать не назидательно, а в простом домашнем общении.

Встречи с Ириной не ограничиваются профессиональными лекциями о практических приемах для развития детей — слишком многое волнует родителей: вопросы разноплановые, но связанные одной проблемой.

Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу? Что делать, если сотрудники детских садов не хотят работать с такими детьми? Какие книги помогут разобраться в специфике болезни? Стоит ли возлагать большие надежды на новые «модные» методики? И еще миллион вопросов об особенностях своего ребенка. Эти родители уже многое испробовали в поисках средств, которые могут улучшить состояние их детей.

«Мы стараемся использовать все возможности: ходим в реабилитационные центры, и в бесплатные, и в платные, — говорит Екатерина, мама трехлетнего ребенка с расстройством аутического спектра. — Я и сама ищу информацию, как и чем можно заниматься дома, чтобы ребенку было интересно и полезно. Сегодня уже второй мастер-класс: на предыдущем мы знакомились, рассказывали свои истории. Некоторые даже плакали».

Под конец встречи Ирина напомнила группе, что в прошлый раз она давала им задание на дом — написать ответ на вопрос «Кто я?»

«Важно понять, что вы не только обслуживаете ваших детей, — объяснила Ирина. — У вас тоже должно быть личное пространство и возможность восстановить силы. Хорошо бы иметь какое-то место, где можно уединиться, или какое-нибудь любимое занятие, которое было бы ресурсом для вас. Ведь самое главное, что вы можете дать ребенку – это радость общения, интерес к этому миру. А это возможно лишь в совместном творчестве, в интересных делах, которые радуют и родителей, и ребенка. Для этого нужно уметь распределять силы и беречь их для самого важного – для жизни».